Раздел 2

РАЗВЕ РАЗВОД – ЭТО ГРЕХ?

Несомненно, действия первой супружеской пары имели критическое и неотвратимое влияние на жизнь последующих поколений людей в целом, а также на устройство их семей в частности. Все, что делали или говорили Адам и Ева, отразилось на нас, и сегодня мы являемся свидетелями их выбора и поступков. Первые люди, после того как вкусили плоды из дерева посреди рая, познали добро и зло. Их глаза открылись! Но что это значит?

Бог-Творец запретил Адаму есть от дерева познания добра и зла. Очевидно, что Господь желал и желает людям добра. Это Его природа. Он — Благой и Милосердный. Не разрешая первому человеку есть плоды познания добра и зла, Бог ограждал Адама от неправильных решений и действий в его жизни.

Вот посмотрите, Адам ослушался Бога, и вкусил плоды. Что он сделал первым делом после этого? Он сшил опоясания из смоковных листьев, а потом убоялся и скрылся. Результатом познания добра и зла стали страх и трусость. Человек не был готов к тому, чтобы есть от этого дерева, и Благой Бог предостерегал человека так не поступать.

Кроме того, человек поверил обману сатаны. Он заключался в том, что змей назвал Бога лжецом, указал на возможные скрытые мотивы Бога, и пообещал знания.

Когда змей сказал «Нет, не умрете, но знает Бог ….», он поставил под сомнение слова Божьи. Сатана утверждал, что Бог сказал неправду из-за скрытых мотивов. Змей уже имел знание, что именно несут в себе плоды этого дерева: потому что глаза людей действительно открылись, и они узнали добро и зло, но он не мог предвидеть того, что это обернется судом и наказанием для него самого и обманутых им людей.

Ева увидела, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание»; потом они вместе с Адамом ели и «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая».

Когда Бог позвал Адама, тот убоялся и скрылся, хотя уже не был нагим, но одет в опоясание из смоковных листьев. Познание добра и зла не принесло никакой пользы людям. Они поняли, что такое добро и зло, но не могли правильно реагировать на это.

Сегодня люди сохраняют способность распознавать добро и зло, но, как и тогда, человек нуждается в Божественном наставлении, руководстве и помощи, чтобы совершать правильные поступки, в противном случае он неотвратимо скатывается ко злу.

Почему же эти понятия «добра» и «зла» теперь важны в контексте супружества и его возможного разрыва? Потому что в современном христианстве вопрос брака как пожизненного завета, а также вопросы развода и повторного брака являются очень спорными и дискуссионными. И причина не в том, что Бог, Творец всего живого, захотел сделать супружество предметом споров. Совсем нет, напротив Господь желает объяснить Свою истину просто, чтобы ее могли понять как простые люди так и знатные, как образованные так и не образованные. Но сами люди сделали законный брак объектом дискуссий. Появились целые учения, которые называют зло добром и добро злом. Например, одни настаивают, что развод в законном браке это добро, потому что это инструмент решения невыносимых проблем. Другие при этом берутся утверждать, что и повторный брак при живых супругах является благом, неким вторым шансом для разведенных супругов, чтобы вновь создать союз и почувствовать радость семейного счастья. Эти люди как бы спрашивают: «А подлинно ли сказал Бог, что Он ненавидит развод?» или «А подлинно ли сказал Бог, что повторный брак — это прелюбодеяние?»

Адаму не хватило смелости сказать «Нет!» змеиной лжи, он согласился с неправдой и страх стал неотъемлемой частью его бытия. Так и сегодня в вопросе развода и повторного брака нужны смелость и честность. Смелость в том, чтобы противостоять лжи, а честность в том, чтобы назвать добро добром, а зло — злом.

Пророк Малахия записал слова Господа как прямую речь: «Я ненавижу развод, – говорит Господь, Бог Израиля…» (Мал. 2:16). Здесь необходимо остановиться и детально изучить контекст этого стиха, потому что Бог использует очень резкое выражение. Он употребляет фразу: «Я ненавижу», которая крайне редко встречается как прямая речь от Его имени. Например, «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием» (Ис. 61:8). Или еще «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.» (Зах.8:17) По сути эти отрывки из Писания, уравнивают развод и грабительство с насилием, делают тождественными развод с вынашиванием зла против ближнего и ложной клятвой. Бог одинаково реагирует на все такие действия людей — это вызывает у Него крайнее неприятие.

Но вернемся к книге пророка Малахии. К сожалению, Русский синодальный перевод Библии содержит неправильный перевод этого стиха. Переводы на другие языки мира, например, английский, а также современные переводы на русский язык, такие как Новый русский перевод, Современный перевод РБО, Перевод Библейской Лиги, Современный перевод WBTS содержат фразу «Я ненавижу развод» говорит Господь». Поэтому для изучения контекста, мы будем обращаться как к Синодальному переводу, так и к Новому Русскому Переводу Библии.

Вторая глава книги пророка Малахии начинается с обращения Бога ко священникам. Согласно Пятикнижию, Бог поставил колено Левия Себе для служения и приношения жертв и всесожжений. Люди из этого колена должны были соблюдать особую чистоту, чтобы иметь возможность приходить в скинию пред Господа. Бог говорит об избрании колена Левия в священники как об особом завете: «И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф» (Мал.2:4).

И этот завет состоял в том, что левиты должны были бояться Господа и благоговеть перед именем Его, а также хранить истину в устах своих, и никакой неправды не должно было быть на их языке, чтобы отвратить многих от греха. Потому что люди будут обращаться к священникам за советом как вестникам Господа Саваофа (Мал. 2:5-7).

Но вот священники изменили завету и перестали говорить истину. Это привело к тому, что люди из других колен в частности из колена Иудина отступили от Бога. Вероломство левитов привело к вероломству иудеев с последующим идолопоклонством: «и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога» (Мал. 2:8-11). Отступление иудеев от Бога произошло потому, что священники перестали говорить правду. Те, кто должны были бескомпромиссно называть добро добром, а зло — злом, отступили от истины ради выгоды или из-за страха перед людьми. Священники стали называть добро злом, а зло — добром, и это ввело в грех весь народ.

Вред для общества от такой деятельности оказался огромным и фатальным. Иерусалим был полностью разрушен посредством войск вавилонского царя Навуходоносора именно из-за того, что главы Иакова и князья дома Израилева извратили суд требуя взяток, священники учили за подарки, а пророки предвещали за деньги. Об этом пророчествовал Михей, говоря: «вы ненавидите доброе и любите злое», «посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3:1-12).

После национальной катастрофы, разрушения храма и разорения столицы прошло 70 лет. Бог вспомнил о Своем народе и завете с ним, и определил, что иудеям надлежит вернуться из плена и восстановить храм и Иерусалим. Именно о периоде возвращения и отстройки храма говорится в книге Малахии, и в других книгах его современников священника Ездры и царедворца Неемии.

По возвращении переселенцев из Вавилона их поджидала огромная опасность, которая могла вновь привести к развалу всего предприятия. Будучи в плену у халдеев, они ослушались заповеди Бога и породнились с другими народами, взяв себе чужеземных жен. Даже были некоторые вельможи и левиты, которые сделали такое.

По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали:

– Народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою.
(Ездр. 9:1,2)

Священник Ездра, услышав о существовании смешанных браков среди священников и начальствующих разодрал нижнюю и верхнюю одежду свою, рвал на себе волосы и сидел целый день в трауре. Потом он взмолился Богу о милости, сильно беспокоясь, что нарушение Божьих повелений вновь навлечет справедливый суд.

И ныне, что скажем мы, Боже наш, после этого? Ибо мы отступили от заповедей Твоих, которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря:

«Земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих. Итак, дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие сыновьям вашим на веки».

И после всего, постигшего нас за худые дела наши и за великую вину нашу, – ибо Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего и дал нам такое избавление, – неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения?
(Ездр. 9:10-14)

Молитва, покаяние и плач священника Ездры сильно впечатлили людей, и стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин, и детей, потому что и народ много плакал. И заклял Ездра начальствующих над священниками, левитов и весь Израиль, чтобы они отпустили от себя всех чужеземных жен и детей, рожденных ими, и принесли жертвы за грех перед Богом.

Господь заповедал израильтянам не жениться и не выходить замуж за представителей других народов, потому что они были язычниками, и могли совратить своего мужа или жену на идолопоклонство. Царедворец Неемия также порицал переселенцев за жен чужеземок, напоминая, что царь Соломон впал в грех из-за этого.

Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски.

Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.

– Не из-за них ли, – говорил я, – грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?

И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя. Воспомяни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!

Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его, и доставку дров в назначенные времена и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!
(Неем.13:23-31)

Эти исторические события формировали контекст для пророчества Малахии. Неемия справедливо указал, что священство было осквернено, и по этой причине Бог отверг и не благоволил к жертвам, которые необходимо было приносить по закону. «Вот еще что вы делаете: вы залили жертвенник Господа слезами. Вы плачете и сетуете, потому что Он больше не смотрит на ваши дары и не принимает их из ваших рук с благосклонностью» (Мал. 2:13 Новый Русский перевод, Holy Bible, New Russian Translation Copyright © 2006 by Biblica, Inc.® © Библия Онлайн, 2003-2023). На вопрос «Почему?», Малахия ответил, ссылаясь на вторую главу Бытия, фактически цитируя отрывок о том, что муж и жена становятся одной плотью.

Потому что Господь свидетель между тобой и твоей женой, на которой ты женился еще в юности. Ты был ей неверен, хотя она твоя супруга, твоя законная жена. Не Бог ли сделал их одним целым? И плотью, и духом они принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене, на которой женился в юности.

– Я ненавижу развод, – говорит Господь, Бог Израиля, – и того, кто покрывает свою одежду насилием, – говорит Господь Сил. – Поэтому оберегай себя и не нарушай верности.
(Мал. 2:14-16 Новый Русский перевод, Holy Bible, New Russian Translation Copyright © 2006 by Biblica, Inc.® © Библия Онлайн, 2003-2023 )

Возможно, в Вавилоне многоженство не приветствовалось, как это происходит сейчас, но развод был допустим. И некоторые иудеи-переселенцы решили воспользоваться такой возможностью и развестись со своей первой законной женой (женой юности), и жениться на более молодой и привлекательной женщине из другого народа. «Да все так делают, почему бы и нам так не поступить?» – предполагали они. Но Бог через пророка Малахию обличает и предупреждает таких людей: «Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене, на которой женился в юности.» И далее следует фраза, что Творец ненавидит развод.

Синодальный перевод Библии подчеркивает то, что здесь имеет место нарушение брачного завета (вероломство): «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя». Но далее переводчиками был упущен смысл начала 15-го стиха как ссылка на историю сотворения и то, что муж и жена являются одной плотью. Хотя в конце 15-го стиха сделан правильный вывод: «Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей».

После уличении в вероломстве по отношению к брачному завету, пророк Малахия продолжает обличать иудеев, указывая на то, что они потеряли страх Господен, и всячески оправдываются, делая зло:
Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: `чем прогневляем мы Его?’ Тем, что говорите: `всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит’, или: `где Бог правосудия?’

Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: `чем прогневляем мы Его?’ Тем, что говорите: `всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит’, или: `где Бог правосудия?’
(Мал. 2:17)

Но конец второй главы книги не является завершением темы, а продолжается в третьей главе, где Бог обещает очистить и переплавить священников как золото и серебро, для того, чтобы они вновь благоговели перед Его именем, а также хранили истину в устах своих. И тогда их жертвы будут приятны Творцу, и Он будет благоволить к народу.

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.

Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
(Мал. 3:1-4)

Вторая глава книги пророка Малахии начиналась с обращения к священникам, и в третьей главе это обращение заканчивается. Бог обещает левитам испытания (огонь расплавляющий) и скорби (щелок очищающий) для того, чтобы их уста вновь говорили истину и не было неправды на языке их. Оказывается, развод с законной женой и вступление в брак с женщинами из других народов не были центральным посланием Господа.

Смешанные браки являлись лишь частью проблемы. Главная беда состояла в том, что священники и начальствующие способствовали и потакали этому явлению. Те, кто должен был говорить истину о том, что Бог ненавидит вероломство, развод и повторный брак, сами участвовали в грехе подавая плохой пример всему народу. Левиты молчали о том, что Господу не угодны брачные союзы с иноземцами, и что это прямой путь к идолопоклонству. Но благодаря своей ревности и любви к Богу Малахия, Ездра и Неемия не стали молчать. Они смело противостояли греху и честно говорили правду. И Господь услышал их, и благоволил к ним.

В случае со смешанными браками иудеев и чужеземок, которые не принимали веры в Единого Бога, а продолжали служить своим богам, Всевышний не сочетал таких браков, потому что они противоречили Его слову и заповеди. Он просто не мог и не может благословить то, что запретил делать. Это противоречит Его сути. Бог Святой, Праведный, Справедливый и никогда не меняется.

Сегодня, во время Нового Завета, похожая ситуация сложилась относительно брачного союза с разведенными. Из Евангелия мы знаем, что брак с разведенными Бог называет прелюбодеянием («кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»; «кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует»), а это значит, что Он не сочетает и не благословляет такой брак. Напротив, Он говорит, что это грех.

В фразе «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ключевой является первая часть — «что Бог сочетал». В браке с разведенной/разведенным Творец не участвует, такой брак является незаконным в глазах Бога.

Справедливо будет сказать, что в Евангелии Иисуса Христа больше нет никаких других ограничений на брак! Если люди первый раз сочетались не зависимо от их принадлежности к вере, к сословию, или несмотря на разницу в имущественном положении, то такой брак является законным. Бог уважает выбор людей. Он не ставит еще каких-либо условий.

Далее мы сосредоточим внимание на вторую часть ответа Иисуса «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Очевидно, что это выражение содержит запрет. Он заключен в словах «человек да не разлучает» или «человек пусть не разлучает». Это очень категоричное утверждение без каких-либо исключений. Но многие могут подумать, что этот запрет касается кого-то еще или какой-то третьей стороны, которая пытается вмешаться и разделить брак. По какой-то причине люди отбрасывают мужа и жену, игнорируя то, что им также запрещено разделять супружество.

Но если воспринимать ответ Иисуса не по частям, а от начала и до конца как единое целое, то легко убедиться, что Он акцентирует внимание не на людей, могущих разлучить мужа и жену. Иисус в первую очередь говорит о деле Божьем, и здесь Он запрещает разлучать, разделять или разрывать «одну плоть», которую сочетал Бог-Отец.

Это значит, что всякий человек, разделяющий брак становится богопротивником или вандалом, действующим против Бога, а не просто разлучающим мужа и жену.

Обратим внимание, что Господь использует греческое слово «ἀπολύω» («аполуо»), которое буквально означает «разделять». Иисус не говорит «отменяет», «разрушает», «уничтожает» или «разбивает» брак, а употребляет именно понятие «разлучает». Если разделение в браке происходит по причине действий других людей, то сторонний человек вмешивается в одну плоть, становится между супругами, действует как разделитель, чем навлекает на себя гнев Творца.

Если разлучение стало следствием свободной воли супругов, то они создают пространство, место между собой, куда может попасть такой разделитель. Это как рана на теле, – если ее все время держать открытой, то туда обязательно что-нибудь попадет и вызовет воспаление, заражение и тяжкие последствия для всего тела. Поэтому внимание Иисуса сосредоточено не на том, кто разделяет, а на том, что разделено, поскольку страдает «одна плоть». И в этом случае требуется немедленное ее врачевание, то есть восстановление разделенного брака.

С этой точки зрения невозможно поставить под сомнение, что запрет на разделения брака распространяется в том числе и на мужа и жену. Другими словами, Иисус запрещает мужу разводиться с женой, и жене разводиться с мужем. Именно так это понимал апостол Павел, обращаясь в своем письме к церкви в Коринфе:

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем
(1Кор. 7:10)

Это не оставляет нам никаких других возможностей для интерпретаций, и необходимо согласиться с тем, что Иисус запретил развод для мужа и жены.

Более того, мы сделаем еще одно очень резкое и категоричное утверждение; оно состоит в том, что Бог считает развод грехом! При современном положении вещей не только в мире, но даже и в церкви, развод не считается чем-то аномальным. Но мы не остаемся в этом мире навсегда, и рано или поздно нам придется отправиться к Тому, Кто думает на этот счет по-другому.

Ни у кого не вызывает сомнения, что Бог ненавидит грех, но при этом в книге пророка Малахии написано, что Бог ненавидит развод. Бог ненавидит грех, и Бог ненавидит развод, – значит у греха и развода одна и та же природа, – они тесно связаны и вызывают у Господа отвращение. Или можно проще сказать, развод — это грех.

В таком случае, возникает логичный вопрос: «Если Бог ненавидит развод, и считает его грехом, то как же Он ввел понятие развода в законе Моисея?» Фарисеи правильно поняли слова Иисуса, о том, что развод – это богопротивление, разделяющее «одну плоть», и что разводиться недопустимо. Они тут же обвинили Бога, в том, что Он Сам в законе через Моисея сертифицировал развод, говоря:

– Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
(Матф. 19:7)

Они ссылались на отрывок из Второзакония 24:1-4, где описан случай, когда муж нашел в жене «что-нибудь противное» и решил ее выгнать, но при этом был обязан написать разводное письмо. Мы не будем сейчас останавливаться на сути постановления в этом отрывке, лишь обратим внимание, что Иисус возлагает именно на Моисея ответственность за это постановление о разводе. Он говорит:

– Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
(Матф. 19:8)

Иисус отмежевывается от понятия развод, и утверждает, что его ввел в закон непосредственно Моисей. По тогдашним меркам это было неслыханно! Книжники того времени развили целые школы, которые разбирали основания для развода. Иудейские хроники и книги содержат сведения как минимум о двух известных учителях закона – Гиллеле и Шаммае, позволявших разводиться по разным причинам. Но Иисус признает эти школы полностью несостоятельными, потому что даже такого термина как «развод» нет и не было в Божьем словаре.

А любые толкования, о том, что Бог разрешает разводиться, не просто не согласуются с Писанием, а противоречат самому естеству Творца.

*****

В разделе 1 этой книге мы сделали небольшое отступление от темы супружества. Это было сделано с той целью, чтобы отбросить любопытство и себялюбивые мотивы при исследовании Священного Писания, и чтобы вернуться к чувству благоговения и трепета перед Творцом при чтении Его Слова.

Сейчас есть большая нужда вновь обратиться к теме, которая не только связана с брачным заветом, но непосредственно касается жизни верующих людей. Это тема — о Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая изложена в Евангелии от Матфея с 5-ой по 7-ю главах.

После того как Бог великими чудесами вывел израильский народ из Египта, Он привел их к Себе, чтобы люди совершили служение. Моисей и народ приступили к горе Синай, осязаемой и пылающей огнем, ко тьме и мраку и буре, к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или будет поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: `я в страхе и трепете’ (Евр.12:18-21). Там на горе Бог Своим пальцем написал на каменных скрижалях заповеди, которые легли в основу всего еврейского закона. Бог Отец сошел на гору в огне, в облаке и мраке; гора дымилась и тряслась при возрастающем трубном звуке. И там же закон, данный Богом народу Израиля через Моисея был скреплен кровью завета, то есть кровью тельцов.

И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали:

– Все, что сказал Господь, сделаем.

И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.

Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они:

– Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.

И взял Моисей крови и окропил народ, говоря:

– Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
(Исх.24:3-8)

И вот Бог вновь сошел на гору в Галилее. На этот раз Его приход был тихим и милосердным. Он был кроток и смирен сердцем, как написано о Нем «се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы (Матф.12:18-21).

Иисус на горе провозгласил заповеди Нового Завета, и сейчас, как и тогда, они были скреплены кровью, кровью самого Господа, распятого на кресте. Нагорная проповедь первая и наибольшая проповедь Иисуса, записанная в начале Евангелия от Матфея. Но при этом Нагорная проповедь не является собственным учением Иисуса, она есть учение Бога-Отца.

На это Иисус сказал:

– Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
(Иоан.5:19)

– Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
(Иоан.5:30)

Иисус, отвечая им, сказал:

– Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
(Иоан.7:14-17)

Итак Иисус сказал им:

– Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
(Иоан.8:28)

– Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
(Иоан.14:10)

Кровь Иисуса, которая стекала с Его головы от тернового венца, с Его рук и ног от гвоздей, с Его сердца от удара копья, пролилась за умилостивление грехов и примирение всех людей, как иудеев, так и язычников, и их Творца. Евангелие в целом и Нагорная проповедь в частности стали Новым Заветом как для евреев, так и для других народов земли, как это было написано в книге Исход «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».

В отличие от закона Моисея Нагорная проповедь не является собранием правил для учеников или народа. Точнее сказать, она содержит заповеди, но их исполнение связано не сколько с действиями, а сколько с сердечными мотивами, чистотой и желанием угодить Отцу Небесному. Нагорная проповедь — это проповедь о сердце Бога-Отца.

В Евангелиях нет такого отрывка, где Отец Небесный упоминался бы так часто.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
(Матф.5:16)

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных
(Матф.5:45)

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
(Матф.5:48)

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного
(Матф.6:1)

чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно
(Матф.6:4)

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно
(Матф.6:6)

не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него
(Матф.6:8)

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое
(Матф.6:9)

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный
(Матф.6:14)

а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших
(Матф.6:15)

чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно
(Матф.6:18)

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Матф.6:26)

потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом
(Матф.6:32)

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него
(Матф.7:11)

Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного
(Матф.7:21)

В Нагорной проповеди главным не является человек, которому предписано что-либо делать или не делать. Главным является Бог-Отец, для Которого все делает человек, угождая Ему.

Нагорная проповедь говорит о воле Бога-Отца и о награде для верующих, которые искренне желают исполнить Его волю.

Богу приятны и угодны дела милостыни, сокровенные молитвы, непоказные посты, стремление к небесному сокровищу, доверие в повседневном обеспечении (Мт. 6:1-34). Иисус рассказывает как именно необходимо творить милосердие, молитвы и посты, чтобы угодить Отцу, получить от Него одобрение и награду.

Слово «награда» и сочетание «воздаст тебе явно» свидетельствуют о Божьем благоволении. Отец Небесный благословляет, одобряет и поощряет людей, которые стремятся жить в соответствии с Нагорной проповедью. Такие люди угодны Ему, и Он приготовил для них награду. Нет других предписаний, которые бы так близко находились к Божьему сердцу!

Лишь только подумайте одобрение и награда от Творца! Богу приятны мои дела и Он благоволит ко мне. Я угоден Ему, когда в тайне совершаю милость, молюсь, пощусь, не собираю богатств для себя и доверяю Ему всякий день.

Но здесь Господь также предостерегает меня: «Будь осторожен!» Есть три врага, которые могут не только лишить меня награды, но и навлечь гнев Божий и осуждение в огне вечном. Это — ненависть, прелюбодеяние и развод! А еще есть две опасные ловушки от диявола — это ложные обещания и обида с непрощением, в которых многие запутываются и делаются добычей лукавого.

(I)

Апостол Иоанн пишет, что ненависть является причиной потери вечной жизни: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Иоан. 3:15).

Когда Иисус цитирует заповедь «Не убивай», Он сосредотачивает внимание на состояние сердца человека.

Гневаясь, раздражаясь или злобясь на своего ближнего, наша внутренность остается ветхой, – мы не изменились, и все равно являемся убийцами внутри, а значит подлежим справедливому суду. Теперь Господь будет судить не только за физическое убийство, но и за сердечные чувства, эмоции и словесную агрессию, такие как гнев, раздражение и ненависть (злоба). В некоторой мере для новозаветных христиан эта заповедь теперь звучит так: «Не гневайся, не раздражайся, не злобись, потому что это предшествует убийству и ему равносильно».

Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф. 5:21-26)

Как путь противостояния гневу, раздражению и злобе, Господь требует от нас немедленного примирения со своим ближним, иначе жертвы Богу, милостыня, молитвы и посты, будут бесполезны.

(II)

Апостол Павел дважды в посланиях к церквям в Коринфе и Ефесе предупреждает, что блудники и прелюбодеи Царства Божьего не наследуют (1 Кор.6:9) (Еф. 5:5).

Иисус, вспоминая заповедь «Не прелюбодействуй», вновь обращает внимание на мысли и желание человека.

Смотря с похотью и думая о сексе за пределами законного брака, – мы не изменились, и остаемся внутри себя прелюбодеями, желающими исполнять вожделения плоти, а значит подлежим справедливому суду. В этом случае Господь будет судить не только за физическое нарушение супружеской верности, но и за похоть.

«Не вожделяйся внутренне и не допускай мысли о сексе с другой женщиной, потому что это равносильно нарушению супружеской верности» – вот новая редакция этого постановления.

Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
(Матф. 5:27-30)

Помимо сексуальной близости в понятие прелюбодеяния Господь включает мысленные желания и фантазии, и здесь борьба с похотью должна быть настолько ожесточенной, что это можно сравнить с физической ампутацией части тела.

Итак, эта часть Нагорной проповеди предупреждает нас, «если ты испытываешь гнев, раздражение и ненависть, значит, ты остаешься убийцей!», «если ты испытываешь похоть и вожделение, значит, ты остаешься прелюбодеем!»

В таком случае меры по сдерживанию ветхой природы совсем непригодны и бесполезны. Они не дадут результата, а только затянут время, потому что у необновленного человека постоянно возникает манящий интерес к греху.

Нужны радикальные методы сродни длительной войны или сильного противостояния, где борьба не на жизнь, а на смерть.

О серьёзности такого противостояния написано в Послании к Евреям:

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха…
(Евр.12:4)

Невольно вспоминается реальная история молодого альпиниста, который самостоятельно отправился в горы. С ним произошел несчастный случай – юноша обвалился со скалы вместе с камнями и крупный валун прижал ему руку. Альпинист на протяжении пяти дней пытался высвободить руку из каменного плена. Он долбал и ковырял камень, силился сдвинуть валун с места, звал на помощь, но его усилия были напрасны и для того, чтобы сохранить свою жизнь, молодой человек решился ампутировать зажатую руку.

В итоге он спасся и написал книгу об этих событиях, потом был снят фильм.

История с альпинистом очень хорошая иллюстрация к словам Иисуса. На карту поставлена жизнь, где грех, как валун, кому-то привалил руку, кому-то ногу. Нужно противостоять греху всеми возможными средствами, пытаясь освободиться от его плена. Иначе жизнь будет потеряна и душа встретится с геенной.

(III)

Не сложно заметить, что далее в Нагорной проповеди Иисус порицает развод как явление. Бог указывает, что развод — это соучастие в прелюбодеянии. А также женитьба на разведенной равносильна прелюбодеянию. В разделе 5 этой книги мы уделим больше внимания отрывку из Матф. 5:31-32, но здесь следует подчеркнуть, что развод и повторный брак приравнивается к нарушению супружеской верности, а значит подлежит такому же суду как и прелюбодеяние.

(IV)

В древние времена чтобы подкрепить серьезность своего обещания или удостоверить свое свидетельство люди прибегали к клятве. А слова, сказанные без клятвы, могли считаться менее вескими, менее правдивыми или таковыми, что не создают никаких обязательств. Такой подход позволял более легкомысленно относится к словам, произнесенным в быту, на работе или во время отдыха. Некоторые люди даже впадали в крайность постоянно болтая или шутя. Но в своем послании апостол Павел одергивает верующих, живущих в Ефесе: «также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение …» (Еф.5:4).

В Нагорной проповеди Иисус исключает легкомысленное отношение к собственным словам, в том числе и обещаниям. Он акцентирует внимание, что нарушение слова — это от лукавого. Повеление «Не преступай клятвы» указывало, что существует особая ответственность перед обществом и Богом за нарушение своей клятвы. Теперь эта ответственность стала применима не к клятве, а к каждому слову или обещанию христианина: «Не клянись вовсе, но отвечай, как перед судом за каждое слово», потому что, нарушая данное обещание, мы кооперируемся с дьяволом.

Еще слышали вы, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
(Матф. 5:33-37)

Именно нарушение своего слова или обещания дает возможность сатане действовать в наших жизнях, потому что мы обманываем ближнего, говоря – не делаем, то есть, лукаво поступаем, соответствуя диявольской извращенной природе, и, как следствие, навлекаем на себя гнев и суд Божий.

(V)

Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17-18).

В Нагорной проповеди Господь Иисус повелевает не требовать отмщения за нанесенные обиды и ущерб, а также не требовать справедливости по принципу «око за око или зуб за зуб». Иисус поддерживает тех, кто готов подставить другую щеку, отдать верхнюю одежду и идти два поприща. Требуя суровой справедливости мы рискуем затаить обиду и непрощение в своем сердце. Более того самостоятельно защищаясь, мы не доверяем Богу и не даем Ему возможности вступиться в нашу тяжбу.

Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
(Матф. 5:38-42)

Не противиться злому, отдать верхнюю одежду и идти еще одно поприще — это цена мира, это цена смирения и покорности Богу. В противном случае мы проявляем своеволие, обиду и непрощение.

И вновь мы сталкиваемся с ситуацией, когда непрощение, также как и ненависть, может стоить нам слишком большую цену, а именно вечной жизни, потому что если мы будем прощать людям согрешения их, то простит и нам Отец наш Небесный, а если не будем прощать людям согрешения их, то и Отец наш не простит нам согрешений наших (Матф. 6:14-15). Господь велел нам молиться об этом ежедневно: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

(VI)

Стефан, умирая мученической смертью от рук иудеев, которые со звериной жестокостью скрежеща зубами, побивали его камнями, молил Бога: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7:54-60). Тем самым он наследовал своего Спасителя, Который вися на кресте просил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34).

Иисус собственной крестной жертвой показал нам пример как нужно любить своих врагов, исполняя заповедь из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих и благотворите ненавидящим вас».

Спаситель Своими кротостью и милосердием приобрел весь мир и языческие народы, которые не знали Бога, но жили по своему произволу, противясь Ему. Стефан своей молитвой и послушанием неизгладимо повлиял на Савла, который впоследствии стал одним из самых преданных апостолов Христа. Павел на протяжении жизни пронес в своей памяти молитву и смерть Стефана, свидетельствуя об этом перед правителями и народом (Деян. 22:20).

Да, добрые дела в ответ на зло и гонения не остаются без награды, но, напротив, приобретают тех, кто сейчас противостоит Христу!

Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф. 5:43-48)

Апостол Павел в Послании к Римлянам продолжает «не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:19-21).

*****

Прочитав этот комментарий о Нагорной проповеди и заповедях, исполнение которых требует от нас Господь, самое время задать себе несколько вопросов.

Разве все это не применимо к мужу и жене?

– Разве к мужу или жене можно испытывать гнев, раздражение или злословить друг друга?

– Разве можно потакать своей похоти в браке, обращая взгляд в сторону других жен или мужей?

– Разве Иисус позволяет нарушать брачный обет, и при этом говоря, что нарушение обычного обещания – это от лукавого! Неужели Он отменил Свои слова для клятв, которые произнесены мужем и женой во время свадебной церемонии?

– А может быть Иисус имел ввиду благословлять ближнего, но не мужа или жену, когда они злословят или проклинают нас? Не говорил ли Он молиться за них, когда они обижают нас?

– Разве Иисус сказал, что так нужно поступать с ближним, но исключил эти все требования по отношению к супругам? Неужели Он допускает двойные стандарты?

Честно ответив на все эти вопросы, мы с уверенностью можем сказать, что развод — это не по-христиански, потому что это прямое нарушение заповедей Бога в Нагорной проповеди. А нарушение заповедей Божьих – это грех!

Этого должно быть достаточно, чтобы утвердиться в мысли о том, что развод не соответствует воле Божьей. Но для полноты иллюстрации здесь можно еще прибегнуть к христианскому поэтическому языку. Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам рассказывает об удивительных свойствах любви:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
(1 Кор. 13:1-8)

Но развод все это перечеркивает, и пишет свою извращенную поэзию:

Развод не доготерпит, не милосердствует, развод завидует, развод превозносится, гордится, бесчинствует, ищет своего, раздражается, мыслит зло, сорадуется неправде, и не радуется истине; ничего не покрывает, ничему не верит, ничего не надеется и никого не переносит.

Доктор Лесли МакФолл в уже упомянутой книге «Библейское учение на тему развода и повторного брака» излагает все вышесказанное в красивой литературной форме, и здесь мы предлагаем небольшой составной перевод из страниц 380-381:

Развод является грехом. Бог ненавидит грех. Бог ненавидит развод.

Бог никогда не позволял развод. Об этом говорит Иисус. Христос сказал, что развод был разрешен Моисеем, а не Богом. Иисус отмежевался от понятия развод, потому что он сам по себе зло. Развод плод жестокосердия, что недопустимо для верующего в Новом Завете. Это как бы человек говорит своей жене или мужу «Я никогда не прощу тебя!»

Развод – это воплощение ненависти к супругу.

Развод развращает его участников и соблазняет ближних, побуждая их на такие же действия.

Развод лишает общения с Богом.

Развод – это способ борьбы с грехом посредством греха.

Развод умножает грех.

Развод – это признание, что прощение невозможно.

Развод существует там, где владычествует дух непрощения.

Развод оскверняет как виновного так и невиновного супруга. Поскольку если кто-то из них был невиновен до развода, то после развода он становится виновным против Бога.

После развода обе стороны исключаются из Царства Божьего, потому что нет места разводу в Царстве Небесном.

Любовь нежна и добра. Развод грубый и жестокий.

Любовь позитивна. Развод негативный.

Любовь долготерпит. Развод нетерпелив.

Любовь не ищет своего. Развод ищет своего.

Любовь все переносит. Развод не переносит ближнего.

Любовь никогда не терпит поражения. Развод — это уже поражение.

Любовь — это сострадательность. Развод — это жестокосердие.

Любовь — это зенит благости. Развод — надир зла.

Любовь — это реакция нового сердца. Развод — это реакция ветхого сердца.

Бог и любовь идут вместе. Развод и лукавый идут вместе. Бог и лукавый несовместимы. Любовь и развод несовместимы.

Любовь от Бога. Развод от сатаны.

Если моя прелюбодейная жена — мой враг: «Люби своего врага».

Если мой муж ненавидит меня: «Благословляй ненавидящих тебя».

Прощай, если хочешь получить прощение от Бога.

Прощай все, если хочешь получить прощение всех своих грехов.

Если ты мне скажешь, что в хорошего в разводе, то я отвечу тебе теми же словами, что хорошего в грехе.

Уклонившись от развода, ты уклоняешься от греха.

Итак, развод — это непрощение и ненависть, которые направлены против заповедей Иисуса, а значит и против Него Самого, потому что невозможно отделить Христа от Его слов. Мы должны подражать Иисусу, а не противиться Ему посредством развода.