Раздел 1

В НАЧАЛЕ

Вопрос расторжения брака всегда очень интересовал людей, потому что в какой-то момент времени с мыслью о разводе сталкивается каждый человек, состоящий в браке. Семейные трудности — это неизбежная часть супружеской жизни. Их никак нельзя обойти, от них невозможно уклониться или просто избежать.

В некоторых случаях семейные проблемы не имеют затяжного и непреодолимого характера. Супруги легко их решают и продолжают жить вместе, наслаждаясь обществом друг друга.

Но бывают случаи, когда трудности перерастают в огромную тяжесть с предательством, ложью, взаимными обвинениями, враждебностью, изменами и насилием. Все это сильно травмирует детей, которых родители настраивают друг против друга, что еще больше усугубляет ситуацию. Такая тяжесть растет и глубоко ранит сердце, изматывает душу, забирает покой и отравляет каждый новый день. Вместо любви супруги начинают испытывать обиду и ненависть, а вопрос о разводе кажется единственно верным решением. В таких случаях муж или жена ищут тот критерий, который подскажет им, что их брак потерпел крах и нет смысла продолжать обременительные отношения. Такой критерий обычно называют «основанием для развода».

В некотором роде правовая государственная система пытается дать ответ о возможных основаниях для расторжения брака. Конечно же в каждом государстве свои законы, и, кроме того, они претерпевают изменения с течением времени. Обычно они меняются лишь в одну сторону предлагая все больше и больше оснований для развода, а в некоторых случаях уже даже не требуя оснований, а просто опираются на нежелание супругов продолжать брак.

Для христиан этот вопрос неразрывно связан с верой в Бога и в Его слово. И здесь множество вопросов, которые требуют ответа:

– Что думает по поводу развода Бог, сотворивший людей?

– Как Он задумывал супружество и какие требования вкладывал для мужа и жены?

– Что делать если один из супругов верит в Иисуса Христа, а другой нет?

– Как быть если муж и жена разлюбили друг друга и не осталось никаких теплых чувств?

– Какие есть библейские основания для развода?

– Как быть со случаями нарушения супружеской верности?

– Откуда брать силы, чтобы продолжать невыносимый брак?

С одним из этих вопросов обратились фарисеи к Иисусу. Это происходило в Иудее, где Он был окружен множеством народа и учениками. Книжники протолкались среди людей, стали группой напротив Спасителя, и задали вопрос о разводе, а точнее о возможных причинах развода. Это был очень актуальный и интересный вопрос, потому что все понимали о чем идет речь, а многие слушатели уже сталкивались с ним в семейной жизни. Люди вмиг затихли. Каждому было интересно, что ответит Учитель, и никто не хотел пропустить хотя бы одно слово. Иисус знал, что Его ответ прозвучит не только для собравшихся людей, учеников и книжников. Он будет записан, распространится среди множества стран, и его будут читать разные поколения на протяжении тысячелетий!

Вот как об этом пишут Марк и Матфей:

Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его:

Позволительно ли разводиться мужу с женою?

Он сказал им в ответ:

– Что заповедал вам Моисей?

Они сказали:

– Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

Иисус сказал им в ответ:

– По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Мар. 10:1-9)

Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему:

По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ:

Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал:

Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему:

– Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им:

– Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
(Матф. 19:1-8)

Нетрудно заметить, что как Марк, так и Матфей записали ответ Иисуса фарисеям сначала как цитату из книги Бытие, а потом прибавили Его комментарий по этому поводу. На первый взгляд этот ответ выглядит не совсем понятным. Иисус мог бы просто ограничиться коротким ответом: «Мужу и жене разводиться не позволительно или запрещено!» В таком случае Его ответ был бы простой и прямолинейный. Но Он выбрал ссылку на историю сотворения, посчитав ее более важной, и в этом есть своя причина.

Во-первых, для того чтобы ответить на вопрос об основаниях разрыва брака, необходимо дать определение брака! Если мы не понимаем, что такое супружество, то как мы можем говорить о его разрыве?

Во-вторых, при прямолинейном ответе: «Мужу и жене разводиться не позволительно!» фарисеи сразу бы задали вопрос: «А почему?». Реакция Иисуса уже содержит ответ и на этот следующий вопрос.

Итак, давая определение, что такое брак, Господь ссылается «на начало создания», описанное в книге Бытие. Именно из этого следует, что понятие брак или супружество не может быть отделено от Бога-Творца, и должно рассматриваться в контексте сотворения мира. Что это значит? А то, что брак между мужчиной и женщиной был вершиной творения Бога!

Бог за шесть дней сотворил свет, день и ночь, потом небо, за тем моря, сушу и растения, солнце, луну и звезды, рыб и птиц, и напоследок зверей и людей.

В шестой день сотворения Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни. И навел Бог на человека крепкий сон, и когда тот уснул, то взял одно из ребер его, и сотворил из этого ребра жену и привел ее к человеку. И стали они называться мужем и женою. Так Бог создал первую семью и благословил их, чтобы они плодились и размножались, и наполняли землю, и обладали ею, и владычествовали над растениями и животными. Это был первый брачный завет, учрежден перед лицом Божьим.

Возможно ли себе представить, что Всемогущий Бог так высоко оценивает супружество, что учредил его как венец Своего творения. Бог создал землю, растения и всех животных, а над ними поставил мужа и жену — людей, состоящих в браке. Именно семья стала вершиной Божьего устройства. Творец не избрал братство, общество, корпорацию или государство чтобы увенчать сотворенный мир. Бог отбросил любые формы взаимоотношений между людьми кроме одного. Его выбор пал на брачный завет между мужем и женой как состояние, которое наиболее точно отображает Его замысел и намерения в сотворенном мире.

Другими словами, когда мы взираем на красоту цветов и растений на полях, в лесах или на склонах гор, то мы должны помнить, что супружество было учреждено Богом вместе с этой природой. Поэтому брак является не менее красивым и радостным.

Когда мы поднимаем глаза и видим глубину ночного неба и завораживающий свет далеких звезд, тогда исчезают сомнения по поводу того, что супружество задумано не менее захватывающим.

Когда мы видим все разнообразие птиц и зверей, и что у каждого из них есть пара, то нас переполняет чувство восхищения от гениальности Бога; и что вместе с ними Творец образовал также супружескую пару людей: мужа и жену.

С другой стороны, нам сегодня грустно видеть испорченную природу, больно на сердце из-за страданий птиц и животных, которые умирают из-за загрязненной воды, воздуха или почвы. Окружающий мир страдает от варварского отношения людей. Но вместе с тем из-за эгоистических и себялюбивых желаний тех же людей разваливаются законные браки. Уничтожать природу и разрушать законное супружество — это действия одного порядка, сродни вандализма. Они направлены против дела Божьего, против порядка и устройства, которое установил Творец еще со времен создания мира.

Ценность брака как вершины Божьего творения является не единственной его особенностью. Еще Бог определил брачный завет как модель отношений между Собой и людьми, между Христом и Церковью. Более подробно глубину замысла Творца раскрывает апостол Павел в 5-ой главе послания к Ефесянам (ниже будет приведена соответствующая цитата).

И наконец, брак, в особенности его начало, то есть свадьба, является пророчеством. История человечества началась с брачного завета между первым мужчиной и первой женщиной, между Адамом и Евой. Таким же образом история человечества закончится брачным заветом между Христом и Церковью, между Богом и Его народом. В последней книге Библии апостол Иоанн так описывает, то что будет происходить в будущем:

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
(Откр.19:7-8)

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий:

– Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
….
И пришел ко мне один из семи Ангелов, …, и сказал мне:

– Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
(Откр.21:2,3,9,10)

Также примечательно то, что первым чудом, которое сотворил Иисус и явил славу Свою перед учениками, было превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Спаситель посетил и благословил брак, разделяя радость от свадьбы и веселясь вместе с женихом и невестой.

Множество народа, ученики и фарисеи, которые обступили Иисуса в Иудее, внимательно слушали ответ Господа на вопрос о разводе. Апостол Матфей записал его в виде вступительного вопроса «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» подчеркивая то, что история сотворения из книги Бытия является подлинным источником Божественного замысла для супружества, и ее действительно стоит читать и изучать!

Выше мы уже убедились, что брачный завет имеет огромную ценность для Бога, поскольку был учрежден как венец творения, и неотделим от Него, потому что занимает особое место в Его замысле. Но ценность брака — это лишь одна его сторона. Не менее важно понять, каким Бог видит устройство самого брака. Слова Иисуса «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает», отсылают нас непосредственно к 2-ой главе книги Бытие (2:20-24), раскрывая суть брачного завета:

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек:

– Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Последующие поколения людей в разных народах мира сделали важные выводы из этой истории заключения союза между первым мужчиной и первой женщиной. Эти выводы справедливы и сегодня, при этом они нашли отображение в большинстве проводимых свадебных церемоний.

Итак, прежде всего, брак – это согласие мужчины и женщины быть вместе и называться «мужем» и «женой». Второе, этот союз должен предусматривать согласие родителей. Третье, жена становится под покров и главенство мужа, чтобы быть ему помощницей. И наконец, четвертое, Бог-Творец является свидетелем такого союза.

1. Согласие мужчины и женщины быть вместе и называться «мужем» и «женой»

Обычно все церемонии бракосочетания заканчиваются словами: «Отныне объявляю вас «мужем» и «женой», и уже после них начинается брачный пир, когда родители, родственники и гости радуются созданию новой семьи. Эти слова не случайны, потому что они ссылаются на слова первого человека, Адама, когда он сказал: «она будет называться женою, ибо взята от мужа».

Именно новый социальный статус отделяет состояние неженатого мужчины от состояния мужа, незамужней женщины от положения жены. Конечно же, этот статус является публичным, и его объявляют сначала в присутствии родителей, гостей и родственников, а потом закрепляют в официальных документах, и таким образом государство и все его граждане признают жениха и невесту мужем и женой.

Обычно заключение союза сопровождается произношением взаимных клятв завета, и как символ завета молодожены одевают обручальные кольца.

По всей видимости еще до потопа существовала церемониальная свадебная традиция, когда люди вступали в брак.

ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
(Матф. 24:38)

Очевидно, что был определенный момент вступления в брак, иначе нет никакого смысла упоминать в Евангелии о женитьбе и замужестве до потопа, если они происходили как обыденные вещи. Свадьба стала необходимым элементом социальной жизни, и главным событием создания новой семьи.

Отсюда ясно, что если мужчина и женщина живут вместе, но публично не было объявлено их статуса мужа и жены, то их отношения нельзя считать браком. Бог не благословляет такие отношения, но, напротив, называет грехом.

2. Согласие родителей

Слова во второй главе книги Бытия «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» представляются как будто не к месту и не совсем понятны в контексте истории сотворения мира. У Адама, как и у Евы не было земных отца и матери, потому что их сотворил Бог. Далее в тексте Бытия говорится, что мужчины брали женщин в жены, но не описано подробностей заключения брака и участия их родителей. Но все же слова о родителях были сказаны Богом именно тогда, когда мужчину и женщину объявили мужем и женой, а значит они имеют огромнейшей вес и значение даже сегодня.

Понять роль родительского участия в заключении брака поможет еще одна история из книги Бытие, где описано как был заключен брачный союз между сыном Авраама Исааком и дочерью Вафуила Ревеккой.

Авраам был уже стар, и будучи в преклонных летах желал женить своего любимого сына Исаака, которому было уже около 40 лет. При этом он призвал управляющего дома и потребовал от него клятвенное обещание, что тот не возьмет в жены сыну из дочерей Хананеев.

Возможно, вопрос о жене для Исаака уже подымался ранее, но Авраам не давал родительского согласия на женитьбу сына, потому что он не хотел породниться с Хананеями. Теперь же он выразил согласие на брак, но только на союз с женщиной из его родной земли, и из его родства. Далее Библия повествует о путешествии управляющего домом Авраама в Месопотамию, город Нахора, где он по молитве Богу у колодезя встретил Ревекку. Управляющий был принят Вафуилом, отцом Ревекки, в свой дом, и после разговора с ним, даже еще до того, как они успели что-нибудь поесть, Лаван (брат) и Вафуил (отец) дали свое согласие на брак Ревекки с Исааком.

… и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

Лишь после этого гость и хозяева ели и пили, а переночевав, управляющий вместе с Ревеккой пустились в путь обратно к Аврааму в землю Хананейскую. Исаак, встретив их, ввел Ревекку в шатер своей матери, и она сделалась ему женою.

Эта замечательная библейская традиция отцовского согласия, а также благословения детей была принята во многих народах мира. Теперь согласие и благословение родителями жениха и невесты, являются непременной частью многих свадебных церемоний.

А что если родители не дали согласия на брак? Неужели такой брак является недействительным? Нет, такой брак – действительный, но он становится источником раздражения, уныния и бремени для родителей, а потом в последствии и для детей.

У Исаака и Ревекки была двойня: Исав и Иаков. Иаков оставался при родителях и не спешил жениться. Исав же напротив был многоженцем, и более того, он женился на дочерях Хеттейских, о которых предостерегал его дед Авраам. Ханаанские невестки были в тягость Ревекке, сильно огорчая ее, а также не нравились Исааку, который не благоволил к ним.

И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?
(Бытие 27:46)

И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: «Не бери жены из дочерей Ханаанских»; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.
(Бытие 28:5-9)

Возможно, отсутствие родительского согласия на браки Исава с ханнанками было главной причиной, почему Ревекка помогла Иакову получить отцовское благословение вперед Исава, и, как следствие, наследовать Божьи обетования, став патриархом народа Израиля, и войдя в родословную Мессии. Что касается Исава, то через много столетий Едом, народ произошедший от него, в результате многочисленных войн был уничтожен и его след стерт с лица земли.

3. Божественный порядок

Адам был первым человеком, сотворенным по образу и подобию Бога. От него Творец произвел всех людей в том числе и женщину. Бог привел к Адаму зверей и птиц, чтобы тот дал им имена. У каждого животного была пара, и это не ускользнуло от внимания человека. Он видел лебедей, аистов или ласточек — они были по двое. Адам смотрел на львов, лошадей или бегемотов — те также имели пару, но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Возможно, он спрашивал у Творца, почему это так? И как ответ Господь навел на человека сон, и из его ребра сотворил женщину, чтобы создать пару Адаму.

Такой порядок сотворения не случайный. Бог вначале сотворил Адама, дал ему власть над всеми животными и землей, наделил его свободной волей, ограничив только заповедью не есть плодов от дерева познания добра и зла. И лишь потом, Бог создал Еву как помощницу для Адама. Вот, как пишет о Божественном устройстве в семье апостол Павел:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог…

Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
(1Кор.11:3,8-10)

Такой порядок в браке ни в коем случае не делает женщину или жену творением «второго сорта». Как мужчина, так и женщина являются одинаково ценными в глазах Божьих. Иисус понес наказание на кресте в оправдание грехов как мужей, так и жен. Бог одинаково сильно любит своих сынов и дочерей. Но для каждого Творец отвел свою роль и вложил свое предназначение. Поэтому главенство мужа в семье и браке это не вопрос большей ценности мужа и меньшей ценности жены — нет. Это вопрос Божественного порядка и устройства, это вопрос Божественного замысла. Как мы уже упоминали выше, брачный завет имеет своей целью показать модель отношений между Богом и Его народом, между Христом и Церковью. Со стороны мужа — это любовь, и в ответ на любовь — повиновение со стороны жены. Отношения в семье должны строиться таким же образом, потому что они задуманы как отображение благоволения и благорасположения Бога к людям. И в то же время, такое устройство в семье дает понимание того, что Бог требует от людей покорности и повиновения. Апостол Павел в послании к Ефесянам очень подробно и точно описал Божий замысел и Божье устройство брака:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:22-33)

Следует сказать, что апостол Павел очень любил собрание верующих в Ефесе, потому что провел там более двух лет, ежедневно проповедуя в училище некоего Тиранна. Таким образом все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.19:10-12). Несомненно, верующие в Ефесе любили и уважали своего апостола, который так много времени провел с ними и приложил так много сил, чтобы Евангелие утвердилось в них.

Павел служил и в других городах сегодняшних Турции и Греции, где его очень ждали. Во время своего отсутствия в Ефесе он написал письмо тамошней церкви, отрывок из которого был приведен выше. Теперь давайте на короткое время представим, что апостол вернулся в Ефес, и в училище Тиранна вновь собралось много верующих, чтобы послушать Павла, и задать ему вопросы, которые беспокоили их в повседневной жизни.

И вот среди собрания встает мужчина средних лет и со слезами на глазах говорит: «Дорогой апостол, вы написали нам, чтобы мужья любили своих жен, а жены повиновались мужьям, и то, что это есть прообраз Христа и Церкви. Но почему же такого нет в моей семье? Почему, когда я стараюсь любить свою жену, она постоянно недовольна и не оказывает мне надлежащего почтения?»

Он еще не успел закончить свою речь, как его перебивает молодой человек, который стоял ближе к апостолу: «Верно, и в нашей семье уже много разногласий и ссор! Почему наш брак сначала приносил мне радость, но теперь является источником горечи? Почему отношения испортились?»

Тут не выдержал третий высокий мужчина, рядом с которым сидела жена и четверо детей: «Я работаю день и ночь, чтобы обеспечить семью, накормить и одеть детей. Но приходя уставшим с работы, вместо отдыха я встречаю упреки, что не уделяю внимание семье. Дорогой апостол, почему это так, я же не могу разорваться?»

Четвертый мужчина на задних рядах немного осмелел и бросил: «Это не порядок! Как такое можно терпеть? Нам эллинам закон разрешает разводиться, да и Моисей позволил писать разводное письмо. Неужели сейчас в церкви это невозможно?»

Собрание приходило в смятение, жены начали косо посматривать на своих мужей, а некоторые надули щеки и с нетерпением ждали окончания встречи. Апостол Павел глубоко вздохнул, и приготовился отвечать возлюбленным братьям, почему брак будучи венцом творения Бога, моделью отношений Христа и Церкви, несет такие испытания и трудности…

*****

Сейчас нам нужно сделать очень важное отступление от темы, связанной с браком и его устройством. Прежде всего эта необходимость продиктована тем, что мы рискуем свернуть на ложный путь. И этот ложный путь приведет нас к неверным выводам, далее неправильным решениям, потом ошибочным поступкам, и, наконец, к жизненной катастрофе. С чем это связано?

За последнее 150 лет человечество сделало огромный рывок в сфере технологий: электричество, ядерная энергия, разные двигатели, радио и магнитные волны, медицина, биохимия и генетика. Все это результат нашего научного подхода, стремления к исследованию, и желания поставить себе на службу законы природы. Все вокруг, в том числе и сам человек, превратились в объект для пристального детального и скрупулезного изучения, во имя «блага человечества».

И в какой-то момент люди, захваченные, казалось бы, невероятными научными и технологическими успехами, стали применять эти методы исследования по отношению к своему Творцу — Богу. Сначала мы стали использовать критическое мышление касательно Его Слова, поддавая все написанное в Библии сомнению и требуя научных доказательств. Потом нам показалось этого недостаточно, и мы вооружились современными инструментами анализа направились к Самому Богу. Он стал объектом нашего изучения. И сознательной или несознательной целью такого изучения было поставить Бога на службу людям.

Мы почему-то решили, что можем отложить благоговение и трепет перед Творцом в сторону в угоду нашему пытливому разуму. Стали анализировать, исследовать и толковать Священное Писание, изучать его в университетах, колледжах или школах, делая предметом пустых дискуссий.

Но Бог никогда не предполагал, что мы будем так поступать с Ним и Его Словом. Апостол Павел в своем письме к церкви в Колоссах акцентирует внимание на то, что мы, люди, созданы для Бога. Да, цель нашего создания и цель нашей жизни — это угождать своему Творцу.

ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
(Кол.1:16,17)

Ту же мысль Павел передает в посланиях к Коринфянам и Римлянам:

… но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
(1Кор. 8:6)

Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
(Рим.11:36)

Имя Бога и Библия должны вызвать у нас благоговение. Он требует от нас, что бы мы растворили Его Слово молитвой… длительной молитвой… очистительной молитвой… ходатайственной молитвой.

Апостол Иоанн, будучи восхищен на небо, так описывает атмосферу бесконечной хвалы и постоянного поклонения Богу, Творцу и Вседержителю:

… и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая:

– Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.
(Откр. 4:8,11)

Бог требует от нас, что бы мы растворили Его истину постом, то есть своим смирением… своим нищенским положением и своей нуждой. И лишь после молитвы и поста Его Слово начнет работу в нас, когда наши сердце, душа, разум и тело подчинятся первой заповеди — всецело любить своего Бога.

*****

Положив в свое сердце и в свою душу, навязав в знак на свою руку и сделав повязкою над своими глазами (Втор.11:18), истину о том, что все сотворено и устроено для Бога, и что нам надлежит любить Бога всем своим сердцем, всею своею душою, всем своим разумом и всею своею крепостью, вернемся к вопросам о браке, которые могли звучать в училище Тиранна.

Когда один из супругов утверждает, что брак стал невыносимым, что дальше так жить невозможно, что разногласия стали непреодолимыми, а давление невозможно терпеть, то на ум приходит решение, на которое согласился Моисей. Это развод.

И там в Иудее за Иорданскою стороною фарисеи задавали Иисусу этот же вопрос: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» Тогдашние учителя закона не собирались искать причину неустройства в браке, они довольствовались решением, которое снимает симптомы.

Но Любящий, Благой и Милосердный Бог желает раскрыть причину неустройства, Он хочет искоренить болезнь, чтобы человек стал здоровым и свободным.

Поэтому Иисус, отвечая фарисеям на вопрос, сказал: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Матф. 19:8)». Здесь необходимо обратить внимание, на слово «жестокосердие». Почему это жестокосердие появилось в браке? Откуда? Почему оно стало настолько распространенным, что Моисею показалось что только развод мог решить проблему?

Иисус указал на то, что сначала не было так. Это значит, что деградация человеческого сердца от любви и милосердия до жестокосердия произошла в промежутке времени от начала и до Моисея, то есть до момента установления закона. Отсюда напрашивается вывод, что последующие события, которые произошли после сотворения мира и до момента выхода из Египта, также имеют значения для понимания устройства брака и отношений между мужем и женой.

Внимательно прочитаем о том, что далее произошло с первой супружеской парой, и как это повлияло на их детей и потомков.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене:

– Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?»

И сказала жена змею:

– Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене:

– Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
(Быт. 3:1-8)

Благой Бог сотворил идеальный мир положив Свой божественный порядок в существующем мироустройстве: Он определил, что́ и как должно существовать. Все творение было подчинено Творцу, а венцом этого творения была супружеская пара, муж и жена.

Но люди, наделенные собственной волей, осмелились сказать: «Нет!», тому правилу (заповеди), которое установил Бог. Первая супружеская пара объединилась совместно с сатаной (змеем) для того, чтобы возразить Творцу, чтобы нарушить Его заповедь и преступить Его повеление. Люди вместе с диаволом захотели испытать Бога, проверить Его. Их объединение было злым предприятием, и оно имело успех. Да, успех в том, чтобы нарушить заповедь Бога-Творца. Взаимодействие людей и сатаны имело результат, этот результат был злым, был направлен против Бога, и выражался в непочтении и бунте.

Но, Бог — Свят. Он Высок, Праведен и Справедлив. Суды Его высоки и постановления верны. Правосудие и праведность основание престола Его! Бог не потерпит нечестия, неправды и греха.

Творец призвал мужа и жену к ответу, но они переложили ответственность с себя на ближнего. Адам обвинил жену в том, что она дала ему плоды, и Бога в том, что Он дал ему жену. Жена указала на змея. Бог, выслушав их свидетельства, вынес Свой вердикт против тех, кто вступил в сговор против Него. По сути Господь сказал так: «Ваше совместное взаимодействие принесло зло Мне, потому что вы нарушили Мою заповедь, отвергли Мое руководство и взбунтовались против Меня. Теперь ваше совместное взаимодействие будет приносить зло вам. Люди будут страдать от бесов и при этом смогут противостоять им, а жена с мужем будут находиться в противоречии, и это будет отравлять их брак».

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему:

– Где ты?

Он сказал:

– Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И сказал [Бог]:

– Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам сказал:

– Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене:

– Что ты это сделала?

Жена сказала:

– Змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею:

– За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал:

– Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал:

– За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
(Быт. 3:9-19)

Когда после потопа люди задумали новое дерзкое предприятие против Бога и начали строить город и башню, то Господь смешал языки их так, что один не понимал речи другого. После этого люди рассеялись по всей земле и перестали строить город.

Таким же образом Бог судил Адама, Еву и сатану, которые объединились чтобы нарушить Его заповедь. Господь разделил их и положил между ними огромные противоречия. Бог установил не примиренную вражду между людьми и сатаной. С того времени диавол люто ненавидит людей и желает уничтожить их. Он стал человекоубийца от начала (Иоан. 8:44). Но и в свою очередь Бог дал людям власть противостоять сатане повергая его в бегство.

Вместе с тем Бог положил несогласие между мужем и женой. Жена будет пытаться управлять мужем, а тот будет грубо господствовать над нею. Вместо помощи, жена будет приносить препятствия, ее советы будут сомнительными. Муж вместо любви будет дарить ей жестокость, пытаясь утвердить свою волю и господство в браке. Это проклятие, которое пришло в каждую семью на земле. Нет ни одного исключения. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим.11:32).

Более того, через непослушание Адама, грех и смерть вошли в мир. Некоторое время спустя у Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Когда братья выросли, произошла огромная трагедия — Каин убил Авеля. Это было первое убийство на земле; кровь Авеля пролилась на поле, и земля не смогла сдержать своего вопля к Богу, Творцу всего, из-за этого греха. За грехом родителей последовало кровавое преступление старшего сына. Грех привел к убийству. Теперь очевидным стало то, что греху нужно противостоять, иначе грех будет разрушать жизни людей.

Это же справедливо и касательно отношений в семье. Разногласиям, ссорам, распрям, неустройствам необходимо противостоять, поскольку они являются «наследием» грехопадения. Бог не может отменить Своих слов, произнесенных как суд над Адамом и Евой, как мужем и женой. Но с другой стороны Господь благ и милосерд, поэтому подает помощь мужу и жене, чтобы преодолеть такие разногласия и восстановить семью до состояния, какой она была задумана от начала. Семейных разногласий избежать невозможно, но их можно только преодолеть.

Подтверждением сделанных выводов будет история Авраама, которого Писание называет праведником и другом Божьим. Авраам был женат на Саре, своей сводной сестре, которая была очень красива видом.

Их брак нельзя назвать беспроблемным. Наоборот, их отношения страдали от скандалов и обвинений. Сара, будучи неплодной, но зная об обетовании Бога даровать потомство Аврааму, решила прибегнуть к суррогатному материнству, и предложила мужу свою служанку Агарь как мать для потомка. Ее план оказался провальным. Служанка после беременности начала пренебрегать своей госпожой. Сара разозлилась. Она обвинила Аврама в том, что ее служанка забеременела, хотя сама все это затеяла. Более того, стала настолько угнетать Агарь, что та решилась на побег в пустыню.

Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму:

– Вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее.

Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

И сказала Сара Авраму:

– В обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

Аврам сказал Саре:

– Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно.

И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал:

– Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?

Она сказала:

– Я бегу от лица Сары, госпожи моей.

Ангел Господень сказал ей:

– Возвратись к госпоже своей и покорись ей.
(Быт. 16:1-9)

Проклятие, которое Бог изрек на первую супружескую пару, обрушилось на брак Авраама. Сара пыталась руководить своим мужем, и в результате это привело к дурным последствиям. Но на этом история не закончилась. Благой Бог в свое время исполнил обетование Аврааму, и дал возможность Саре родить сына, Исаака. По рождении Исаака Сара стала просто ненавидеть Агарь и ее сына Измаила. Теперь она пришла к Аврааму с новым требованием: «Нужно избавиться от них! Выгнать их обоих навсегда!»

«Но, Сара, подожди. Чья это идея была дать служанку как суррогатную мать? Кто это все затеял? А теперь выгнать сына в пустыню?» – Авраам очень огорчился, и написано, что ему было весьма неприятно.

И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму:

– Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.

И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его.

Но Бог сказал Аврааму:

«Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое».
(Быт. 21:9-13)

Бог очень любил Авраама и вмешался в эту ситуацию, удостоверив ему, что Измаилу лучше будет покинуть семью, и что от него произойдет целый народ. Сложно себе представить, как бы развивались события, если бы Измаил и Агарь остались жить вместе с Исааком и Сарой.

История с Агарью и Измаилом была не единственной, показывающей, насколько супружество является незащищенным перед трудностями. Несмотря на то, что Авраам был праведником, его брак страдал от давления.

Авраам был богатым человеком, а Сара была очень красивой. Несомненно, муж давал жене все лучшее в одежде и украшениях. При этом Сара не желала прятать свою красоту и блеск где-то в шатре, в пустыне, или поле. Ей хотелось показать себя в городе, на улице или площади, чтобы вызвать восхищение и интерес окружающих. Дина, правнучка Сарина, также унаследовала бабушкину красоту и желание показаться.

Дважды это привело к тому, что Сару забирали себе фараон и царь Герарский, желая взять ее себе в жены. Если бы не личное вмешательство Бога, то беде не миновать. Очевидно, что в какой-то момент Саре удалось справиться со своим характером и признать первенство мужа в их семье. Впоследствии апостол Петр в своем первом соборном послании напишет: «так Сара повиновалась Аврааму, называя его господином» (1Пет. 3:6).

А вот с правнучкой Диной история была намного хуже, Сихем просто ее изнасиловал, и это привело к ужасным последствиям сначала для его города, а потом и для родства Иакова.

Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие.
(Быт. 34:1,2)

Мы не станем здесь уделять внимание вопросу многоженства, которое имело место в семье Иакова, внука Авраама. Отметим лишь, что оно также стало результатом Божьего проклятия над первой супружеской четой, да еще и обмана. Иаков обманул своего отца Исаака, выдав себя за Исава, и хитростью заполучил отцовское благословение. Таким же образом Лаван обманул Иакова, подменив ему невесту, Лию вместо Рахили. Все это привело к огромному соперничеству, ссорам, зависти и ненависти в семье Иакова до такой степени, что братья (сыновья Иакова) хотели убить своего брата Иосифа, но потом по Божьему промыслу продали его в рабство.

Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. Он ассоциирует Себя с этими людьми называя их праведниками. Но в тоже время Творец никак не одобряет некоторые их поступки, связанные с семьей, в том числе обман и многоженство.

Глубокие семейные проблемы стали следствием того, что в первой семье муж и жена сообща действовали против Бога. Сегодня необходимо приложить немалые усилия, чтобы восстановить Божий порядок, и чтобы муж с женой стали вместе действовать ради Божьей славы. При этом непорочность, справедливость или богобоязненность мужа или жены не может быть гарантией того, что конфликт в семье никогда не наступит. Кто-то может весьма удивиться: «Неужели? Как такое возможно, чтобы у святого человека в семье было неустройство?»

Библия повествует нам о человеке непорочном, справедливом, богобоязненном, который удалялся от зла. При этом он был богат, имел крепкую семью, одну жену и десять детей. Его имя Иов. Но пришли времена, когда богатство разграбили, а дети погибли. Это был момент тяжелых испытаний для праведного человека. И вот, когда тело Иова было поражено лютою проказою от подошвы ног по самое темя, его жена пришла к нему с дьявольским советом.

И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его:

– Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

Но он сказал ей:

– Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?

Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
(Иов. 2:8-10)

Невероятно! Жена Иова знала своего мужа всю жизнь, у них было десять детей, она видела с утра и до поздней ночи чем и как живет Иов; несомненно, помогала ему во всем, уважала и поддерживала своего почтенного мужа. Но вот теперь во время испытания по какой-то причине ей пришло в голову посоветовать мужу богохульствовать и грешить против Бога.

Наверное, записанный ответ Иова не отображает тех эмоций, которые он испытал, услышав подобное от жены. Вероятней всего в его устах звучали слова: «Ты сошла с ума!», «Ты несешь полный вздор!» или что-то подобное.

Проклятие семейных отношений от Адама и Евы теперь настигло семью Иова. Но время испытания закончилось, и Бог восстановил Иова в здоровье и богатстве. Иов простил свою жену, и от их брака родилось еще семь сыновей и три красавицы-дочери (Иов.42:11-15).

Для апостолов Иисуса Христа состояние семейных отношений среди верующих людей были хорошо известны. Они много раз увещевали жен и мужей прилагать усилия, чтобы вернуть Божественное устройство в их семьи. Апостол Павел и Петр просили жен быть покорными и смиренными, а мужей любить своих жен и не быть к ним суровыми.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
(Кол. 3:18-21)

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
(1Пет. 3:1-7)

Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
(1Тим. 2:8-15)

4. Участие Бога-Творца

Несмотря на то, что в результате грехопадения Адама и Евы, каждый брак подвергается давлению и открыт для жестокосердия (на что указал Иисус, комментируя решение Моисея позволить разводиться), Бог не считает возможным расторгнуть брачный завет до смерти одного из супругов.

Продолжая отвечать на вопрос фарисеев, Спаситель дал определение брака, сказав, что муж и жена в результате бракосочетания становятся «одною плотью;так что они уже не двое, но одна плоть». Более того Сын Божий объяснил, почему это так – причина в том, что Бог лично сочетаетбрак. Ежедневно по всему миру Бог участвует в свадебных церемониях. Это дело Его рук. Он связывает узами мужчину и женщину, так что они становятся одной плотью и называются мужем и женой. Когда жених и невеста произносят обещания быть вместе «пока смерть не разлучит нас», Бог присутствует там, и ставит Свою «подпись и печать» под таким брачным заветом.

Брачные узы, которые связал Бог, есть определенным знаком в духовном мире, потому что их видят Ангелы.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
(1 Кор. 11:10)

Брачные узы, которые связал Бог, очень крепки, или, точнее сказать, нерушимы, поскольку они действуют на всю жизнь.

Божьи узы брака апостол Павел в посланиях к Римлянам и Коринфянам называет законом замужества и поясняет, что он действует до смерти одного из супругов. Даже если жена разведется и выйдет замуж за другого, она будет называться прелюбодейкою, поскольку сам по себе развод не может аннулировать, разрушить, отменить или разорвать ту связь, которую лично создал Бог Своими руками. Только смерть прекращает замужество и разрывает узы брака.

Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодеицею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодеицею, выйдя за другого мужа.
(Рим 7:2-3)

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
(1 Кор. 7:39)

Когда Бог сочетал первый брак между мужчиной и женщиной, то сделал их одной плотью и по этому поводу Иисус сказал: «что Бог сочетал, человек да не разлучает». А значит, юридический развод не имеет законной силы в очах Божьих. Люди не могут разорвать брачные узы, которые связал Бог. Люди могут только разделить законных мужа и жену, но брачные узы между ними остаются до смерти. Понятие «одна плоть» относится к телесному, а значит и телесная смерть прекращает действие «одной плоти». Вот почему апостол Павел пишет, что брак это — узы до смерти одного из супругов. Речь идет исключительно о первом браке. Повторный брак при живом муже или живой жене Бог называет прелюбодейным, и в нем не участвует!

Вопрос развода и повторного брака мы обсудим далее в этой книге, а сейчас обратим внимание, что о нерушимости брака и об участии в нем Бога, было известно от начала сотворения.

В Ветхом завете пророк Малахия, когда ссылается на историю сотворения из 2-й главы Бытия, указывает, что Бог был свидетелем при заключении брачного завета.

… за то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.
(Мал. 2:14)

Итак, опираясь на слова Господа Иисуса, апостола Павла и пророка Малахии о том, что Бог пожизненно создает узы брака, а также участвует в сочетании жениха и невесты, мы можем сделать очень важный вывод о том, что нарушение супружеской верности является проступком не только против мужа или жены, но и против самого Бога.

Для подкрепления этого утверждения приведем два случая из книги Бытие.

Первый случай описан в 20 главе, когда Авимелех, царь Герарский, взял к себе в город Сарру, жену Авраама. Авраам и Сарра сказали жителям той земли, что они брат и сестра, – это было правдой, но скрыли, что состоят в браке. Бог пришел Авимелеху ночью во сне и сказал: «Вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа». Авимелех оправдывался что не знал об их супружестве, на что Бог ответил: «Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои».

Обратим внимание, что возможное прелюбодеяние Авимелеха с Саррой, Бог рассматривал не только как грех против Авраама, а в первую очередь как грех против Себя.

Далее в разговоре с Авраамом царь Авимелех называет «великим грехом» его не случившуюся связь с Саррой, которую он мог совершить по незнанию.

А в законе Моисея нарушение супружеской верности названо не просто грехом, а «злом», влияющим на весь народ Израиля, и прелюбодействовавших необходимо было предать смерти.

Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
(Лев. 20:10)

Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля.
(Втор. 22:22)

Комментируя инцидент Авимелеха с Саррой, доктор Лесли МакФолл в своей книге «Библейское учение на тему развода и повторного брака» (Dr. Leslie McFall, The Biblical teaching on divorce and remarriage, 2007-2014, электронная книга из сайта https://lmf12.wordpress.com/) пишет:

Обратим внимание, что в Бытие 20:3 Бог говорит: «Вот, ты умираешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа». Глагол «умираешь» употреблен в продолжительной форме, а это значит, что с момента, когда Сарра была забрана в его владение, Авимилех начал умирать как человек, и он бы закончил смертью, если бы продолжал удерживать у себя чужую жену, которая уже имеет мужа. Также, с момента когда он забрал Сарру, Бог заключил чрево всех царских жен, и это проклятие было снято лишь после того, как Сарра возвратилась к Аврааму.

Урок который можно извлечь их этой ситуации гласит: даже ненамеренное прелюбодеяние является прелюбодеянием и «великим грехом» в глазах Божьих, потому что это грех против Него … Мужчина или женщина, которые имеют сексуальные отношения с чужой женой или чужим мужем, должны немедленно прекратить такие отношения и вернуть своих незаконных партнеров к их законным супругам …
страница 68

Второй случай, касающийся брака и нарушения супружеской верности, описан в 39-ой главе Бытия. Это произошло с Иосифом после того, как в возрасте около 17 лет он был отведен в Египет и продан Египтянину Потифару, царедворцу фараонову в рабство. Иосиф был успешен во всех хозяйственных делах, и Потифар поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Предположительно, когда Иосиф стал старше 25 лет, то стал «красив станом и красив лицом». Жена Потифара «обратила взоры» на Иосифа и попыталась его совратить. Но ей это не удалось, и причина такой неудачи крылась в «теологии» Иосифа.

Вот комментарий доктора Лесли МакФолла на этот счет:

Иосиф уважал узы брака настолько, что когда был искушаемый женой Потифара, чтобы спать с ней, воспользовавшись высоким занимаемым положением в доме, он ответил ей не в каких-то размытых формулировках, а сказал прямо: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» Иосиф называл «великим злом» спать с чужой женой. Но он не только утверждал, что это являлось грехом против Потифара, ее мужа (что таковым является согласно утверждению Иисуса в Марка 10:11), но и грехом против Бога.

Оба, царь Авимелех и Иосиф называли половые отношения с чужой женой «великим грехом» и «великим злом».
страница 69

Примечательно, что термин Бога-Отца «одна плоть» из Бытия 2:24, используется Иисусом и апостолом Павлом, чтобы показать нерушимость брачного союза и его пожизненный характер. Сам по себе развод не может аннулировать, разрушить, отменить или разорвать ту связь, которую лично создал Бог Своими руками.

Отдельно следует отметить, что Бог использовал словосочетание «одна плоть», а не «одно целое» или «единая сущность», для того чтобы подчеркнуть телесную связь между мужем и женой, которая прекращается только в случае смерти одного из супругов.

А достигшие небес там уже не женятся и замуж не выходят. На небесах нет брачных союзов, потому что они заключаются только здесь, для жизни на земле. О браках после воскресения Иисуса спрашивали саддукеи, и Он сказал им в ответ:

Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
(Луки 20:34-36)

В заключение этого раздела обратим внимание, что понятие брак или супружество не может быть отделено от Бога, и не может рассматриваться отдельно от Творца, поскольку имеет особенную ценность как венец Божьего творения. Кроме того, брак является моделью отношений между Христом и Церковью. С момента сотворения брак остался нерушимым, поскольку Бог сотворил узы между мужем и женой, настолько крепкими, что лишь смерть может их разрушить. Но из-за греха Адама и Евы все браки стали проблемными, потому что поддались проклятию, направленному на разрушение взаимоотношений. В результате Божьего вердикта, теперь жена пытается управлять мужем, а муж грубо или жестоко реагирует на это и угнетает жену.

Апостолы Павел и Петр в посланиях к церквям просят верующих противостоять семейным проблемам посредством покорности и послушания жен, а также любви и попечительности мужей.

Но до явления Христа и Его крестной искупительной жертвы, лишь немногие пары могли справляться с давлением и ожидать Божьего вмешательства в свой брак. Зачастую мужья и жены не выдерживали прессинга, что провоцировало семейное насилие, многоженство, распри, ссоры, зависть и тому подобное.

После исхода из Египта Моисей предложил писать разводное письмо, то есть оформлять развод, как решение проблемы, с которой не могли справиться многие поколения людей. Но Иисус справедливо указал, что формальный развод лишь фиксирует «жестокосердие», и никак не решает накопленных проблем, потому что брачные узы остаются нерушимыми, а законная семья при этом разделяется.

Итак, в этом разделе мы рассмотрели первую часть ответа Иисуса на вопрос фарисеев «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» Напомним, она звучит так: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть». В следующем разделе мы детально рассмотрим продолжение ответа Иисуса: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает», а также обратим внимание на Божье отношение к разводу в контексте Евангелия и Нагорной проповеди Спасителя.