Раздел 3

ОТКУДА ВЗЯТЬ СИЛЫ?

В предыдущем разделе «Разве развод — это грех?» мы убедились, что сам по себе развод противоречит характеру Господа Иисуса, Его учению, изложенному в Нагорной проповеди, Его личному примеру жертвенности и прощения, а также описанию любви, сделанному апостолом Павлом в 1 Послании к Коринфянам 13 главе.

Но реальность жизни порой бывает очень сурова, преподнося супружеские измены, ссоры, конфликты, насилие, побои, издевательства, алкогольную или наркозависимость, физические и психические болезни, отсутствие средств к существованию, и т.п.

И мы не были бы людьми, когда в нашей ситуации прочитав такие требования Божьи, в один голос не воскликнули: «Это невозможно исполнить!»

«Невозможно не раздражаться, не злиться, не распаляться похотью, не стремиться найти оправдание после невыполненного обещания».

«Невозможно не требовать справедливости, исполнения своих прав или возмездия для обидчиков».

«Невозможно любить врагов, благословлять и благотворить им, – это очень тяжело даже в обычное время, не говоря уже о ситуациях, когда кто-то враждебно настроен по отношению к нам».

«Невозможно всех постоянно прощать! Это немыслимо, невыполнимо, нереально!»

«Как Всезнающий Бог может такое требовать? Неужели Ему не известно, что мы неспособны к таким вещам? Это непосильная ноша и ярмо огромной тяжести!»

Кажется, что мы правы, и в нашей личной уникальной тяжелейшей ситуации развод или разрыв отношений единственно верное решение. Но тогда мы не можем называться христианами и верить Его слову. Иисус говорит об обратном: «иго Мое благо» и «бремя Мое легко». Если наше иго — это непосильная ноша, значит здесь Он солгал, обманул, или сказал неправду!

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф. 11:28-30)

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
(1 Иоан. 5:3)

Попробуем использовать небольшую аналогию, чтобы прояснить как такое возможно, когда непосильное бремя становится легким, а невыносимое ярмо — не тяжким. Если мы не можем сдвинуть камень, значит нужно взять подъемный кран и воспользоваться его силой. Если мы не можем далеко нести груз, значит необходимо использовать грузовую машину, чтобы его переместить.

Единственный возможный вариант — это использование силы, которой у нас нет. От куда же взять такую силу в своей жизни, чтобы все заповеди Бога казались легкими, чтобы их исполнение было благом?

По сути, этот вопрос является центральным для всей христианской жизни, в том числе и для семейных отношений.

И в ответ на него приведем отрывок из книги: «Первая Заповедь. Иисус есть свет миру».

За несколько столетий до евангельских событий пророк Исайя провозгласил:

«Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его».

Это было пророчество о последнем дне Иисуса перед мученической смертью, которое сбылось с поразительной точностью.

Все — народ, книжники, старейшины, фарисеи, воины и даже рядом распятый разбойник презирали, насмехались и уничижали Спасителя, висящего на кресте. Они с издевкой требуя чуда, злословили Его, кивая головами своими и говоря: «Э! Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста».
….
Царь Давид за тысячелетие до Христа в 21 псалме также предвидел казнь Спасителя: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: `он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему’ (Пс.21:7-9)».

Это всего лишь два пророчества, которые сбылись о Мессии, Спасителе мира, Боге взявшем на Себя наши грехи, ранами Которого мы исцелились.

На самом деле каждая книга в Священном Писании свидетельствует об Иисусе (Иоан.5:39). И чтобы это увидеть и уразуметь необходимо божественное откровение свыше.

Матфей, Марк и Лука единодушно описывают путешествие Иисуса в соседнюю с Галилеей область, в селения Кесарии Филипповой, где дорогою Он спрашивал учеников: «За кого почитают Меня люди?» И лишь один Петр верно ответил, что Иисус есть Христос, то есть Мессия. При этом Спаситель подчеркнул, что откровение Петра дано ему от Отца, а не является результатом его интеллектуальных усилий.

По прошествии дней шести Петр, Иаков и Иоанн взошли на гору с Иисусом и увидели Его в славе вместе с Моисеем и Илией. Они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

Да, Моисей и весь закон, Илия и все пророчества указывали на Иисуса и говорили об Его жертве в Иерусалиме. Теперь ученики увидели и пережили это откровение. Оно было настолько захватывающим, что Петр не удержался и сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». Ученики желали подольше насладится славой, силой, благодатью, милостью и величием которые исходили от исполнения Божьего замысла спасения.

Позже апостол Петр в своем 1 Послании напишет, что даже ангелы желают проникнуть в это спасение Божье, а также благодать и славу, распространяющиеся от него (1Пет.10-12).

При этом явилось облако, осеняющее, и был слышан голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

Бог-Отец указывает ученикам на Сына. Он переводит все их внимание на Иисусовы слова, притчи, учения, проповеди, Его действия и поступки.

Только Иисус есть Спасителем для мира и Его необходимо слушать и слушаться. Только Он способен дать силу в борьбе с печалью, злостью, похотью, депрессией, одиночеством, отверженностью или беспомощностью. И это справедливо не только по отношению к разводу, но по отношению к жизни в целом.

Но люди в своем большинстве из-за своей гордости и тщеславия желают самостоятельно искать решения текущих проблем. Да, мы все нуждаемся в помощи друг друга. Больные нуждаются во врачах, немощные и старые — в опекунах, дети — в обеспечителях, слабые — в поддерживающих, необразованные — в учителях. Но если везде вычеркнуть Бога и вести себя так, как будто Он не существует, или Он есть, но где-то в параллельной реальности, то, неизбежно, мы столкнемся с пустотой.

Вот, например, несмотря на наше огромное бытовое благополучие, социологи, психологи и психиатры отмечают рост количества людей, страдающих эмоциональными расстройствами.

Депрессия, угнетение, уныние, безысходность,
алкогольная, наркотическая, компьютерная, игровая зависимости,
отсутствие мотивации, разочарование, одиночество,
обида и непрощение,
страх,
злость и ненависть,
суицидальные мысли – все это преследует современного человека.

Психология и медицина конечно же предлагают целый арсенал средств для борьбы с этими неустройствами. Для начала, это физическая и социальная активности, занятия спортом, трудотерапия, смена обстановки, отпуск, медитация, йога, аутотренинг, позитивное мышление. Если перечисленные методы оказались неэффективными, тогда есть антидепрессанты, нормотики, или в крайнем случае электрошоковая терапия головного мозга, чтобы стереть невыносимые воспоминания и эмоции, но все это с огромным перечнем побочных последствий.

Без Бога-Творца и Бога-Спасителя, все перечисленные средства способны лишь на некоторое время сдерживать негативные душевные проявления при условии постоянного приема препаратов. Полного освобождения они не дают, потому что на проявления духовного мира в жизни человека ответ следует искать в этом же духовном мире.

Итак, осознавая всю человеческую ограниченность, а зачастую и беспомощность, в противостоянии с тьмой наших душ, единственным, что может нам помочь — это свет Божий.

Да, свет Иисуса Христа через Евангелие, через благую весть способны принести свободу, мир и радость.

И здесь мы прислушаемся к сказанному в Евангелие от Луки и последуем за Иисусом в явлении освобождающей и исцеляющей силы Божьей через Него.

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное».
(Лук. 4:16-19)

Вот еще один небольшой отрывок из той же книги описывает каким образом замысел спасения был сокрыт в еврейском празднике Пасхе, и как Иисус исполнил все предписания закона Моисея, став жертвою за грехи всего мира, в том числе и мои.

За шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря.

На следующий день, за пять дней до Пасхи, 10 нисана, Иисус вошел в Иерусалим.

В книге Исход Господь дал повеление Моисею и Аарону об этом празднике так: «месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; … Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его…»

На протяжении сотен лет 10 нисана Израильский народ отбирал из своих стад агнца, а 14 нисана вечером, они заколали его. В этот год на праздник Пасхи все происходило таким же образом: Агнец был принят в Иерусалим за пять дней до Пасхи, а за день до праздника Он был заклан. Его кровь потекла по дереву и окропила землю. Когда она достигла камней на которых стоял крест — они не выдержали и случилось землетрясение. Кровь протекла дальше и это была жертва за грехи всего мира. Но 10 нисана люди еще радовались прибытию своего Спасителя к ним в город.

Иисус пришел к своим, и свои не приняли Его. На милосердие Божье люди ответили несправедливостью, предательством, унижением и уничижением, а также насмешками над Его огромной жертвой. Поэтому Он способен нам сострадать. Бог лично пережил все это в одиночестве и отвержении. Он понимает наши боль и страдание. Бог сочувствует нам и спешит поддержать нас, чтобы превозмочь такие испытания.

Он оставил нам свидетельство того, как Сам пережил:

– несправедливость,
– предательство,
– одиночество,
– унижение и уничижение,
– насмешку над Его огромной жертвой,
– чувство беспомощности.

Несправедливость.

Речь идет не только о фактической несправедливости, но и о несправедливости юридической. Иисус был оклеветан или, другими словами, ложно обвинен перед властями.

Первосвященники и старейшины, приведя Иисуса к Пилату обвинили Его в государственной измене, сказав: «мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем».

Пилат отвел Иисуса в преторию и там исследовал это обвинение. Также он послал Иисуса к четвертовластнику царю Ироду, который в это время находился в Иерусалиме, чтобы и он исследовал обвинения против Иисуса в предательстве. Они оба убедились, что пророк из Галилеи говорит о Небесном Царстве и не представляет угрозу их земному правлению. Государственной измены не было.

Поняв это, Пилат всячески старался избавиться от ответственности за смерть невиновного человека, зная, что первосвященники предали Его из-за зависти, говорил им: «Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины».

Иудеям пришлось признаться Пилату в настоящем обвинении против Иисуса, они отвечали ему: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».

Пилат еще больше испугался, и решил освободить Иисуса. Но на это Иудеи уже обвинили самого Пилата в сотрудничестве с Иисусом и пособничестве государственной измене, сказав: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

Все это было вопиющей несправедливостью, через сфабрикованные обвинения и давление на Пилата как правителя, вершившего суд по римским законам.

Предательство.

Иисус испытал предательство не только от Иуды – одного из двенадцати самых близких Своих учеников. Ему было известно, что Иуда перечеркнул несколько лет постоянного следования за Христом ипродал Его за тридцать серебряных монет. Иисус знал, что «ядущий с Ним хлеб поднял на Него пяту свою».

Но самым большим разочарованием были другие ученики, которые также отвернулись от Него, бежали, и предпочли притвориться, что не знают Иисуса, как Он сказал им: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Хотя они во время Пасхальной вечери искренно и усиленно говорили, что готовы последовать за Иисусом и в темницу, и на смерть. Так и Симон Петр трижды отрекся, клялся и божился: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите».

Лишь одному Иоанну Зеведееву удалось проследовать весь путь за Иисусом от Гефсимании до креста и разделить с Ним позор, поругание и насмешки.

Одиночество.

Иисус в Гефсиманском саду молился перед Богом-Отцом с сильным воплем и со слезами, падая на колени и на лицо, находился в огромном напряжении физических сил, потому что Его пот был, как капли крови, падающие на землю. Ему явился ангел с небес, но это было недостаточным подкреплением, и Он очень нуждался в поддержке и молитве Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Ему действительно они были крайне нужны, но они спали.

Иисус трижды приходил к ним и просил их не спать. Он говорил Петру: «Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать со Мною один час?» Петр слышал сквозь сон как Господь зовет его: «Симон! Симон!», но он не знал, что Ему отвечать, потому что глаза его отяжелели… Иисус оставался один.

Унижение и уничижение.

После предательства Иуды в Гефсиманском саду, когда привели Иисуса перед синедрионом, служители, которые связали и держали Его, стали плевать Ему в лицо, заушать Его, закрывать Его и бить по щекам. Они издевались, требуя: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?», ругались над Ним и хулили Его. Еще несколько дней тому назад родственники этих служителей встречали Иисуса при въезде в Иерусалим, и славили Его говоря: «Осанна Сыну Давидову! Осанна в вышних!». Теперь Его ругали хульными словами. Еще совсем недавно перед Иисусом постилали одежды, а теперь на Него плевали.

Но на этом унижения не закончились. Прибыв на суд к Пилату, Иисус был отослан Ироду, находившемуся в те дни в Иерусалиме, поскольку Галилея была из области Иродовой. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что давно желал видеть Его, и много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему многие вопросы, но Иисус ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его. Наконец Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

После возвращения от Ирода Пилат, пытаясь освободить Иисуса, решил Его наказать. Он рассчитывал, что этого будет достаточно для первосвященников и старейшин, и они отступят от своих требований смертной казни для Христа. Воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «радуйся, Царь Иудейский!» и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

Пилат опять вышел к старейшинам, книжникам и народу, сказав: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины». Когда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, и когда увидели Его первосвященники и служители, то они просто озверели от одержимости и закричали: «Распни, распни Его!» Они не могли стерпеть Его царственного величия, даже после перенесенных побоев, оплевания и осмеяния.

Пилат наконец уступил им, и повели Иисуса на распятие. Он был распят на открытом месте, без одежды для всеобщего обозрения. На кресте была надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, и по-римски.

Насмешка над Его огромной жертвой.

В огромной ненависти и злобе сатана через народ, книжников, старейшин, фарисеев, воинов и даже распятого разбойника продолжал насмехаться над крестной жертвой Иисуса. Они все мало того, что оклеветали и несправедливо обвинили невиновного Человека, но еще и преследовали Его висящего на кресте, с издевкой требуя чуда.

Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: «Э! Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын».

Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

Один из повешенных злодеев, распятых по правую и по левую стороны Иисуса, злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Все насмехались и требовали сойти с креста.

Чувство беспомощности.

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. И вися в темноте в беспомощности на кресте Бог-Сын перестал чувствовать присутствие Бога-Отца, потому что Отец отвернулся от Иисуса, который нес наказание за грех всего мира.

А около девятого часа Он возопил громким голосом: «Элои, Элои! Лама савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» И потом Иисус, опять возопив: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», испустил дух.

Посреди всех этих скорбей и страданий Иисус показал пример смирения и повиновения воле Божьей:

Он умыл ноги Своим предателям. Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Он умыл ноги Петру и Иуде, хотя знал, что первый отречется от Него, а второй продаст за тридцать монет.

Он просил милости для распинавших и поносивших Его. Вися на кресте, Иисус молился за предающих, ненавидящих, злословящих и поносящих Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают!»

Он не противился злому. Иисус мог ответить силой на силу. И эта сила не заключалась в нескольких мечах неподготовленных для сражения учеников-рыбаков. Он мог умолить Отца предоставить более нежели двенадцать легионов Ангелов. Но крестная жертва Христа была волей Божьей написанной во всех Писаниях. Как бы она исполнилась, если бы Христос использовал Свою божественную власть?

Он смирился в послушании до крестной смерти, отказался от своих прав и не требовал справедливого отмщения. И этим Он приобрел весь мир и все языческие народы! Бог воскресил Иисуса и дал Ему в награду силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение (Откр.5:12,13). И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, говорили: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков».

Вне всякого сомнения, что любовь к Богу, добровольное согласие принять несправедливость ради Него и стать соучастником в скорбях и напастях Иисуса Христа, высвобождает силу Божью в жизни таких людей.

Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
(Луки 22:28-30)

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.
(Филиппийцам 3:8-11)

… но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
(1 Петра 4:13-14)

потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом
(1 Петра 3:18)

Ученики Иисуса согласились разделить с Ним испытания, и после Его вознесения обрели силу Духа Святого, чтобы нести Евангелие по всему миру. Это есть сила Божья, которая способна победить гнев, раздражение, злость, ненависть, похоть, непрощение, зависть, тщеславие, гордость, своеволие, себялюбие и тому подобное. Это та самая сила, которая действовала через Иисуса и исцеляла хромых, слепых, немых, глухих, прокаженных, немощных, тяжело больных, воскрешала мертвых, освобождала от зависимостей и бесов, творила невиданные чудеса.

И любовь к Богу есть единственный путь, чтобы облечься в Его силу. Но Бог в свою очередь не желает заставлять человека любить Себя! Любовь — это полностью добровольное чувство. Наш Творец не нуждается в насильственной любви. Ему нет никакой необходимости принуждать человека оставлять нашу любовь к своей ветхой природе и начать любить Спасителя. Бог не желает насильно понуждать! Он оставляет свободу выбора для людей: или любить себя или любить Творца.

Поэтому Евангелие предлагает такой ответ на житейские неустройства в противостоянии с грехом: «Сила Божья действует в тех, кто добровольно согласился принять несправедливость и стать соучастником в скорбях и напастях Иисуса Христа».

*****

Может показаться, что в этом разделе мы вновь отступили от темы супружества и погрузились в вопросы устройства жизни христианина. Но ведь их же невозможно отделить! Мы не можем отделить жизнь христианина от его брака. Равно, как мы не можем отделить Бога от Его заповедей, потому что заповеди отражают природу и характер Господа.

В следующем разделе 4 «Обман Эразма» мы увидим к чему приводит попытка отдельного рассмотрения заповеди без оглядки на контекст и в отрыве от Того, Кто заповедал.